Общеучебные умения учащихся 1-4 классов
Тиринова О.И., к.п.н., старший научный сотрудник лаборатории начального образования НИО
Обще учебные умения |
Первый класс |
Второй класс |
Третий класс |
Четвертый класс |
||
Учебно-деятельностные умения (умения учебной деятельности) |
||||||
Умение принимать учебную цель и намечать задачи осуществления деятельности |
Принятие учебной цели и конкретных задач каждого этапа урока, представленных в форме прямого указания без выделения промежуточных задач. |
Принятие учебной цели, поставленной учителем, и "удержание" ее при выполнении практических заданий и упражнений. |
Умение принимать учебную цель, поставленную учителем, и действовать в соответствии с ней. |
Осознанное принятие от учителя или коллективное определение учебной цели. |
||
Умение принимать и выделять учебную задачу, отличать ее от практического задания |
Принятие новой учебной задачи, поставленной учителем в ходе коллективного обсуждения учебной проблемы. |
Определение с помощью учителя конкретных практических результатов (решил примеры, вставил пропущенные буквы и т. |
Определение с помощью учителя учебной задачи, которая решалась в ходе выполнения нескольких практических заданий, упражнений (после их выполнения). |
Определение с помощью учителя границы между известным и неизвестным (в процессе обсуждения учебной проблемы). |
||
Умение анализировать условия учебной задачи |
Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи (с целью постановки новой учебной задачи или в процессе решения частных задач) |
Выделение с помощью учителя в условиях задачи конкретных особенностей, позволяющих или не позволяющих использовать для ее решения известные способы действия |
Осуществление коллективного и самостоятельного анализа условий задачи. |
Установление с помощью учителя или самостоятельно несоответствия условий новой учебной задачи известным способам действия. Определение границы своего знания: "Достаточно ли моих знаний для решения данной учебной задачи? Какие способы действия я могу использовать в данных условиях?" |
||
Освоение способов фиксации коллективно выделенных отношений, существенных свойств изучаемых понятий в предметной, графической или буквенной форме (работа под руководством учителя со схемами, моделями, таблицами и др. |
Самостоятельное представление выделенных отношений, существенных свойств изучаемого объекта в предметной, графической или буквенной форме |
|||||
Умение определять последовательность выполнения действий, планировать этапы осуществления деятельности |
Участие в коллективном выделении этапов осуществления деятельности. |
Участие в коллективном построении ориентировочной основы действия. |
Внесение в алгоритм действия под руководством учителя изменений, связанных с условиями новой учебной задачи. Коллективное преобразование старого или построение нового способа действия |
Осознание связи способов выполнения действий с особенностями новой учебной задачи. |
||
Умение действовать в соответствии с выделенной ориентировочной основой |
Усвоение под руководством учителя операционного состава действий. |
Самостоятельное выполнение действий по освоенному алгоритму. Перенос под руководством учителя освоенного способа действия на решение задач определенного класса |
Осознанное владение освоенными способами действия, адекватное их применение в стандартных или частично измененных условиях. Коллективное определение и выбор рационального способа решения задачи |
Осознанное выполнение учебных действий в соответствии с условиями учебной задачи. |
||
Умение осуществлять контроль, самоконтроль |
Умение ориентироваться при осуществлении контроля (самоконтроля) на эталон (образец). |
Осуществление взаимопроверки и самопроверки выполненной работы (контроль по результату). |
Осуществление пооперационного контроля с ориентированием на способ (алгоритм) выполнения действия. |
Осознанный контроль (пооперационный и по результату) действий других учеников при совместном выполнении задания. |
||
Умение осуществлять оценку, самооценку |
Владение элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму (под руководством учителя) |
Участие в коллективном определении критериев оценки результатов деятельности, использование их для осуществления взаимооценки и самооценки выполненной работы (ретроспективная самооценка) |
Адекватное использование заданных учителем и выработка своих критериев для оценки результатов деятельности |
Умение осуществлять адекватную взаимооценку и самооценку отдельных операций и результатов учебной деятельности |
||
Предварительное определение своих возможностей решения задачи (прогностическая самооценка до начала выполнения задания) |
||||||
Учебно-организационные умения |
||||||
Умение готовить рабочее место к урокам и учебным занятиям |
Подготовка под руководством учителя рабочего места к урокам. |
Подготовка рабочего места к уроку в соответствии с рекомендациями учителя. Выполнение обязанностей дежурных по подготовке класса к урокам |
Самостоятельная подготовка рабочего места для различных видов деятельности в школе и дома. |
|||
Умение использовать учебные принадлежности в соответствии с их назначением |
Практическое знакомство с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования |
Правильное использование под руководством учителя, родителей и самостоятельно учебных принадлежностей в соответствии с их назначением |
Правильное использование основных учебных принадлежностей без специального контроля со стороны учителей и родителей |
Правильное использование основных учебных принадлежностей в процессе выполнения учебных заданий |
||
Умение соблюдать правила гигиены учебного труда |
Практическое знакомство с правилами гигиены учебного труда: правильной посадкой, расположением тетради, соблюдением необходимого расстояния между глазами и книгой, тетрадью |
Выполнение под наблюдением родителей рекомендаций учителя по режиму дня. |
Участие в составлении режима дня и его регулярное выполнение. |
Самостоятельное определение временного промежутка для чередования труда и отдыха. |
||
Самостоятельное выполнение разученных с учителем физкультминуток, упражнений пальчиковой гимнастики |
||||||
Умение рационально осуществлять домашнюю учебную работу |
|
Выполнение под наблюдением родителей определенной последовательности действий: подготовка всего необходимого для занятий, выполнение самого легкого задания, отдых, выполнение самого трудного задания, отдых, выполнение менее трудного задания, отдых и т.д. |
Выполнение советов и рекомендаций учителя по рациональной организации домашнего труда (под наблюдением родителей). |
Самостоятельное выполнение домашних заданий: планирование и определение последовательности подготовки уроков, распределение времени, использование рациональных приемов умственного труда |
||
Умение осуществлять учебное взаимодействие |
Активное участие в обсуждении и принятии норм коллективного взаимодействия. |
Выполнение определенной роли при работе в группах, парах. |
Умение работать коллективно, индивидуально, в паре, группе. |
|||
Умение придерживаться заданного темпа |
Умение работать в заданном темпе |
|||||
Учебно-интеллектуальные умения |
||||||
Умение воспринимать учебный материал |
Восприятие учебного материала небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать |
Восприятие учебного материала на основе произвольного внимания. Одновременное восприятие сразу нескольких соседних объектов: букв, слов, чисел |
Концентрация внимания при изучении учебного материала. |
Длительная и устойчивая сосредоточенность при восприятии учебного материала на основе произвольного и послепроизвольного внимания |
||
Умение осуществлять наблюдения |
Осуществление под руководством учителя наблюдений за поведением животных, их внешним видом, за растениями, сезонными изменениями в природе по предлагаемому в игровой форме заданию |
Владение простыми приемами наблюдения: рассматривание и распознавание цвета, размера, формы и других признаков предметов и объектов. |
Осуществление индуктивного наблюдения под руководством учителя: накопление фактов, выделение отличительных и общих признаков, обобщение, выводы, фиксация результатов. |
Осуществление под руководством учителя дедуктивного наблюдения: предварительная формулировка гипотезы; накопление фактов, подтверждающих или опровергающих ее; вывод по итогам наблюдения. |
||
Умение осмысливать учебный материал, выделять в нем главное |
Выделение с помощью учителя: предмета речи, ответ на вопрос: "О ком или о чем говорится в тексте?"; смыслового центра сюжетной картинки; |
Нахождение в тексте по вопросам учителя наиболее важных по смыслу (ключевых) слов и предложений, выделение предмета речи. |
Разделение под руководством учителя учебной информации на логические части, озаглавливание каждой из них и текста в целом. |
Самостоятельное выделение главной мысли и основных фактов в учебной информации. |
||
|
основного действующего лица небольшого диафильма, мультфильма, детского телефильма; главных условий в играх по правилам. |
Определение с помощью учителя основного содержания небольшого по объему учебного материала. |
Использование выборочного чтения и пересказа для обоснования ответа, подтверждения правильности своих суждений в процессе коллективного анализа учебного материала. |
Коллективное составление простого плана небольшого по объему учебного текста. |
||
Умение осуществлять общие логические приемы мышления: а) выделение различных свойств предметов; б) сравнение; в) подведение под понятие; г) выведение следствий; д) определение; е) доказательство; |
Овладение под руководством учителя приемом сравнения: сопоставление данного предмета с другими предметами, обладающими различными свойствами, с целью выделения этих свойств. |
Выделение различных свойств предметов. |
Разграничение существенных (важных) и несущественных (второстепенных) свойств, признаков: при изменении первых предмет изменится сам, будет относиться уже к другой совокупности. |
Самостоятельное использование приемов сравнения и изменения свойств предметов для выделения общих, отличительных, существенных и несущественных свойств предметов. |
||
ж) классификация |
Практическое освоение приемов выделения различных признаков и сравнения объектов по этим признакам в игровой форме (игры на классификацию, обобщение) |
Классификация предметов по одному или нескольким свойствам (на практическом материале). |
Овладение умением выделения основания для классификации в соответствии с обнаруженными общими и отличительными признаками. |
Практическое осуществление всех операций, входящих в состав действия: выбор основания для классификации; разделение по этому критерию всего множества объектов; объединение их в группы, построение системы |
||
Умение рационально запоминать |
Знакомство с приемами рационального запоминания учебного материала: умение создавать новые связи, ассоциации, использовать воображение. |
Овладение способами логического запоминания: смысловая группировка, смысловое соотнесение. |
Знакомство с приемами запоминания учебного материала: закрепление в памяти, припоминание, повторение. |
Самостоятельное использование рациональных приемов запоминания. |
||
Умение мотивировать деятельность, проявлять волевые усилия |
Проявление внешних, социальных мотивов: отношение к учению как очень важному и ответственному делу. |
Понимание и осознание необходимости выполнения учебных требований. |
Осознанное пре одоление сиюминутных отвлечений при выполнении учебного задания. |
Проявление устойчивого учебно-познавательного интереса. |
||
Учебно-информационные умения |
||||||
Правильное, осознанное и выразительное чтение |
Правильное, плавное, слоговое чтение небольших текстов. |
Сознательное, правильное чтение целыми словами; плавное слоговое чтение сложных слов |
Сознательное, правильное чтение целыми словами |
Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения |
||
|
Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого |
Освоение основ выразительного чтения: соблюдение пауз, интонаций. |
Выразительное чтение текстов различных жанров с соблюдением логических и синтаксических пауз и интонаций |
Подготовка под руководством учителя к выразительному чтению проанализированного текста |
||
Ориентировочный темп чтения незнакомого текста (скорость чтения не является контрольным показателем для оценки навыков чтения) |
||||||
II полугодие 20-25 слов в минуту |
I полугодие 25-35 слов в минуту; II полугодие 40-50 слов |
I полугодие 50-60 слов в минуту; II полугодие 65-75 слов |
I полугодие 75-85 слов в минуту; II полугодие 90-100 слов |
|||
Умение работать с учебной книгой |
Освоение приемов работы с учебником: работа с текстом, обращение к образцам, иллюстрациям. |
Ориентировка в учебнике, работа с оглавлением, обращение к вопросам, заданиям, образцам, памяткам. |
Ориентировка в содержании учебника, самостоятельное знакомство с текстом, использование простейших таблиц, схем, образцов для выполнения задания и осуществления контроля |
Самостоятельное обращение к вопросам и заданиям учебника; работа с приложением; составление таблиц, схем при изучении нового материала; обращение к учебнику для проверки выполненного задания |
||
Библиотечно-библиографические умения и навыки |
Знакомство со школьной библиотекой, правилами читателя. |
Умение выбирать необходимую книгу для самостоятельного чтения и работы на уроке с учетом учебного задания, темы, жанра, автора (из экспозиции книжной выставки). |
Свободная ориентация в книгах с учетом знакомства с фамилией автора, заглавием, иллюстрациями (на обложке, форзаце и в самой книге), титульным листом, содержанием, аннотацией, послесловием. |
Свободная ориентация в книгах с использованием всех видов библиотечно-библиографической помощи: книжная выставка, плакат, рекомендательный указатель, картотека, каталог. |
||
Умение работать с дополнительными печатными источниками информации |
Самостоятельное чтение рассматривание книг, участие в семейных чтениях: внеклассное чтение детских журналов, небольших |
Знакомство с основными типами словарей, сериями детских энциклопедий для младшего школьного возраста. Умение работать со словарем |
Самостоятельное обращение к словарям, справочникам, энциклопедиям в процессе выполнения учебного задания |
Умение подбирать дополнительный учебный материал из нескольких источников по заданной теме |
||
|
художественных произведений. |
Внеклассное чтение детских журналов, газет, художественных и научно-познавательных книг, выбранных с учетом личных читательских возможностей по теме, рекомендованной учителем Умение выполнять учебные задания с использованием схематических рисунков, моделей, схем, таблиц |
||||
Овладение картографической грамотностью |
Элементарное первоначальное знакомство с физической картой, расположением на карте Республики Беларусь, обозначением столицы |
Практическое знакомство с глобусом, физической картой полушарий, картами Республики Беларусь и региона (области), обозначением на карте физических объектов |
Практическое знакомство с картой растительного и животного мира, с картой звездного неба. |
Умение составлять и читать элементарный план местности. |
||
Работа с аудиовизуальными источниками информации |
Просмотр под руководством взрослых учебных диафильмов, фильмов. |
Формирование умения передавать основное содержание просмотренных учебных телефильмов, делать при необходимости ссылки на факты, полученные в ходе просмотра. |
Сравнение под руководством учителя двух произведений, литературного и аудиовизуального. В чем отличие фильма от книги? Такими ли представляли себе героев литературного произведения? Знакомство с компьютерными программами, тренингами |
Краткое воспроизведение содержания детской передачи. |
||
Учебно-коммуникативные умения |
||||||
Умения и навыки устной речи (аудирование и говорение) |
Определение на слух и правильное произношение всех звуков речи, распознавание грамматических форм и их правильное употребление. |
Выражение относительно законченной мысли в четкой и правильной синтаксической структуре предложении. |
Осознанное восприятие и самостоятельное построение высказываний в форме повествования и описания. Умение давать развернутый устный ответ на поставленный учителем вопрос. |
Усвоение литературной языковой нормы, ее использование в речи. |
||
Умения и навыки письменной речи |
Правильное написание всех букв алфавита, расположение их на строке, соединение между собой. |
Владение техникой письма, которая позволяет фиксировать свои и чужие мысли примерный темп письма к концу года: |
||||
20-25 знаков в минуту |
35-40 знаков в минуту |
45-50 знаков в минуту |
||||
Умение писать под диктовку тексты, включающие слова с изученными орфограммами и знаками препинания: |
||||||
35-40 слов |
55-60 слов |
75-80 слов |
||||
Освоение основных видов письменных работ: списывание, диктант, изложение. |
Освоение новых видов письменных работ: изложение, сочинение повествовательного текста |
Выполнение письменных работ различных видов: составление текстаповествований, сочинение с элементами описания. |
||||
Умение составлять собственный текст (писать сочинение): а) умения, связанные с накоплением материала, его отбором и систематизацией; |
Накопление материала для составления устных высказываний (во время экскурсий, прогулок; личного опыта ребенка). |
Использование для составления текстов повествовательного характера материала, накопленного в процессе наблюдений, личного опыта ребенка. |
Сбор материала для составления текстаповествования (накопление в ходе наблюдений, чтения литературы, просмотра спектаклей, телепередач, кинофильмов), использование его в соответствии с темой. |
Умение отбирать из накопленного материала то, что относится к теме, существенно для ее раскрытия, и отбрасывать второстепенное, то, что не относится к теме и не отвечает замыслу. |
||
б) умения, связанные с составлением плана и устной подготовкой сочинения |
Устное составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, по впечатлениям детей после экскурсии, прогулки |
Коллективное определение частей текста; постановка вопросов, подбор заголовков для каждой части, использование их для составления плана. |
Коллективное составление плана сочинения. |
Осмысление темы сочинения, определение ее границ. Самостоятельное определение основной мысли и средств ее выражения; выделение смысловых частей будущего текста, установление связи между ними. Составление простого плана будущего текста (из 35 пунктов). |
||
в) умения, связанные с созданием, письменным оформлением и редактированием текста |
Запись отдельных слов, 12 самостоятельно составленных предложений, взятых из устного рассказа |
Написание под руководством учителя сочинения (20-30 слов) по готовому или коллективно составленному плану, придерживаясь намеченной последовательности. |
Самостоятельное написание сочинения (40-50 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану |
Создание текста (70-80 слов) по самостоятельно составленному плану с использованием подготовленного материала. |
||
Умение передавать содержание текста через устный пересказ и письменное изложение: а) умение полно и качественно воспринимать авторский текст; б) умение устно передавать содержание текста, создавать собственный текст на основе восприятия авторского (устный пересказ) |
Восприятие и осмысление содержания текста в ходе слушания, чтения и коллективного анализа. |
Коллективный анализ текста: определение темы, основной мысли; выделение смысловых частей текста, постановка к ним вопросов, придумывание заголовков. |
Коллективный анализ текста на этапе подготовки к пересказу: выделение особенностей текста, его строения, речевых средств, использованных для раскрытия темы, отделение главного, существенного от второстепенного. |
Осуществление полного анализа текста: выделение главных (опорных) в структурном отношении предложений, слов, определение их семантики, использование как опорных примет. Самостоятельное составление плана пересказа. Точное, с использованием литературной речи и полным раскрытием темы, воспроизведение содержания текста, включающего элементы описания, рассуждения. |
||
в) умение в письменной форме передавать содержание текста (писать изложение) |
Запись под руководством учителя отдельных слов, предложений, использованных в устном пересказе |
Запись ответов на вопросы по содержанию текста. |
Составление текс та: объединение предложений по смыслу и грамматически. |
Составление письменного пересказа (подробного, краткого, выборочного, с творческими или грамматическими заданиями) текста из 7090 слов, используя ориентиры: тему, главную мысль, опорные слова по самостоятельно составленному плану из 46 пунктов |
||
Умение вести диалог |
Умение слушать собеседника, стремиться его понять. |
Умение осуществлять основные речевые функции: подтвердить, усомниться, одобрить, пообещать, согласиться, возразить, предложить, узнать, попросить и т.д. |
Умение говорить выразительно: правильно выбирать тон, темп, интонацию, логическое ударение, рационально использовать мимику и жесты. |
Умение учитывать компоненты ситуации общения (с кем говорим, где и с какой целью), соблюдать нормы и правила речевого этикета. Умение аргументировано высказывать свои мысли, вести дискуссию, сопоставлять собственную и альтернативную позиции: излагать свои взгляды, при водить примеры, факты, сравнивать и сопоставлять |
||