Как написать изложение
1. Как слушать текст первый раз?
- во время первого чтения внимательно слушать весь текст; выделять существенное ; мысленно делить текст на смысловые части, чтобы понять, о чем говорится в каждой из них и о чем весь текст, каково его содержание
- во время чтения текста ничего не писать;
- определить общий смысл текста, его основную мысль, в соответствии с которой написаны отдельные части и весь текст, чтобы понять, зачем написан текст;
- мысленно выделить опорные слова (главные ) и словосочетания, которые относятся к ним непосредственно и часто служат определяющими (имена прилагательные , наречия и др.), чтобы понять , какую роль они выполняют в тексте , как в них отражается индивидуальный стиль автора (о чем текст , для чего написан , как написан).
2. Как работать в перерыве после первого чтения текста?
- первоначально не писать связный текст, схематично изобразить общее представление о тексте в черновике. Для этого записать в столбик в середине листа с пропусками между строками опорные слова и словосочетания , чтобы понять логику текста , отраженную в этих словах , и основную мысль текста:
Опорное слово
Опорное слово
Опорное слово;
- придумать заголовок в соответствии с содержанием текста, по заголовку еще раз проверить свое представление о логике текста, который, вероятно, будет в форме рассуждения в публицистическом стиле;
- схематичное изображение текста с опорными словами поможет увидеть первооснову сжатого варианта, в которую можно сделать добавления других слов, окружая ими опорные слова с разных сторон и подбирая средства связи; здесь же можно применить приемы сжатия текста (исключение, обобщение, замена), чтобы не добавить подробности и дополнительную информацию.
3. Как слушать текст во второй раз?
- На этом этапе необходимо конкретизировать первое впечатление от текста, по возможности делая письменные исправления и дополнения в схематично составленную основу текста; здесь нужно соотнести отдельные части с опорными словами по смыслу для создания текста, разграничивая их и имея в виду отдельные абзацы в будущем тексте;
- далее следует представить более конкретно логику авторского рассуждения или размышления и соотнести ее со своей схемой
- необходимо проверить лексическую точность окружения опорных слов , лексическую сочетаемость отдельных выражений , подбирая при необходимости свои слова на уровне авторского замысла.
4. Написать черновик изложения в соответствии с заголовком по отработанной схеме:
- проверить соотношение и взаимосвязь микротем в частях текста ;
- соотнести смысл каждой части с общей основной мыслью, отраженной в одном из предложений;
- сделать окончательные исправления и дополнения (текстовые, лексические, стилистические )
- проверить черновик не менее двух раз.
5. Написать чистовик изложения и вновь проверить не менее двух раз.