Раздел 1
Общие положения
1. Государственное учреждение образования «Литвиновичская средняя школа Кормянского района» (далее – Учреждение) является учреждением среднего образования, в котором осуществляется обучение и воспитание на уровне дошкольного образования и общего среднего образования для подготовки учащихся к овладению в будущем профессией в учреждениях образования, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, а также через другие формы профессионального обучения или подготовки их к сознательному включению в трудовую деятельность.
2. Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой из бюджета Кормянского района.
3. Имущество Учреждения находится в коммунальной собственности Кормянского района и закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления. Полномочия собственника имущества осуществляет Кормянский районный Совет депутатов (далее – Собственник).
Учреждение не вправе без согласия Собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
4. Учредитель Учреждения – Кормянский районный исполнительный комитет (далее – Учредитель). Органом государственного управления, уполномоченным собственником управлять имуществом Учреждения является отдел образования, спорта и туризма Кормянского районного исполнительного комитета (далее – (далее – орган управления).
Обеспечение и учет финансово-хозяйственной деятельности Учреждения образования осуществляет государственное учреждение «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Кормянского района» (далее - Центр) в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2019 г. № 475 «Об обеспечении деятельности бюджетных организаций», решением Кормянского районного исполнительного комитета от 28 февраля 2020 г. № 02-160 «О создании государственного учреждения» и договора об оказании услуг для обеспечения деятельности бюджетной организации от 23 апреля 2020 г. № 14.
5. Учреждение является юридическим лицом со дня государственной регистрации. В соответствии с законодательством Республики Беларусь имеет закрепленную за ним на праве оперативного управления обособленное имущество, печать с изображением государственного герба Республики Беларусь, штамп со своим полным наименованием, может быть истцом и ответчиком в суде и осуществлять свою деятельность на основании Конституции Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об образовании, настоящего Устава и иных нормативно - правовых актов Республики Беларусь.
6. Полное наименование Учреждения:
на белорусском языке: дзяржаўная ўстанова адукацыі “Літвінавіцкая сярэдняя школа Кармянскага раёна”;
на русском языке: государственное учреждение образования «Литвиновичская средняя школа Кормянского района».
Сокращенное наименование Учреждения:
на белорусском языке: Літвінавіцкая сярэдняя школа Кармянскага раёна;
на русском языке: Литвиновичская средняя школа Кормянского района
7. Место нахождения Учреждения: 247172, ул. Лепешинского, д.107а, аг.Литвиновичи, Кормянский район, Гомельская область.
Раздел 2
Предмет, цель и задачи деятельности Учреждения
8. Предметом деятельности Учреждения является осуществляемая в соответствии с законодательством Республики Беларусь образовательная деятельность, которая включает в себя организацию и проведение учебной, воспитательной, методической работы.
9. Основной целью деятельности Учреждения является реализация государственных образовательных стандартов общего среднего образования, организация образовательного процесса, уровня подготовки выпускников, формирование образованной, социально, духовно и морально устойчивой, творческой личности, формирование гражданина Республики Беларусь, воспитание уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, привитие навыков здорового образа жизни.
10. Основными задачами Учреждения являются:
- обеспечение получения учащимися общего среднего образования, а также необходимых для выбора в дальнейшем профессии первичных знаний и навыков;
- подготовка учащихся к поступлению в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования;
- формирование и развитие личности учащихся, развитие их способностей и склонностей, формирование научного мировоззрения, овладение социальными, культурными, моральными нормами и правилами.
11. Учреждение может осуществлять следующие виды деятельности в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05 декабря 2011 г., № 65 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и общегосударственного классификатора Республики Беларусь», Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»:
56290 – прочие услуги по общественному питанию;
85100 - дошкольное образование
85200 – начальное образование;
85310 –общее среднее образование;
93290 – прочая деятельность по организации отдыха и развлечений;
91011 – деятельность библиотек;
85600 – вспомогательные образовательные услуги;
94200 – деятельность профессиональных союзов;
68200 - сдача внаем собственного и арендуемого недвижимого имущества
При осуществлении видов деятельности, требующих специального разрешения (лицензии), учреждение получает его в установленном законодательством порядке.
Раздел 3
Порядок организации образовательного и воспитательного процесса
12. Организация образовательного процесса при реализации соответствующих образовательных программ осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными нормативными актами, учебно-программной документацией и включает в себя теоретическое и практическое обучение, воспитательную работу, самостоятельную работу обучающихся, аттестацию обучающихся.
13. Образовательные стандарты основного образования обеспечивают преемственность его уровней (ступеней). Образовательные стандарты обязательны для применения в Учреждении.
Порядок разработки и утверждения образовательных стандартов устанавливается Кодексом Республики Беларусь об образовании.
14. К учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования относятся учебные планы и учебные программы. Порядок их разработки, согласования и утверждения, содержание и виды устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании.
15. Учреждение обеспечивает получение среднего образования.
16. Основным языком обучения в Учреждении является белорусский язык. Изучение русского и одного иностранного языка в учреждении является обязательным, за исключением отдельных категорий детей с особенностями психофизического развития.
Ведение делопроизводства в Учреждении может осуществляться на двух государственных языках (русском, белорусском).
17. Форма обучения в Учреждении – очная.
Обучение больных детей, детей с особенностями психофизического развития и детей-инвалидов может осуществляться на дому в соответствии с учебными планами. Допускается также по заявлению родителей (законных представителей) обучающихся, по решению педагогического совета, предоставление обучающемуся возможности получения общего начального, базового, среднего образования по индивидуальным учебным планам.
18. Прием лица для получения общего среднего образования осуществляется на основании его заявления при предъявлении им свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, и медицинской справки о состоянии здоровья, если иное не установлено настоящей статьей. От имени несовершеннолетнего заявление может быть подано его законными представителями.
19. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования организуется по учебным годам.
Учебный год делится на четверти. Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября по 31 августа. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.
20. Для учащихся устанавливаются каникулы на протяжении учебного года и летние каникулы. Общая продолжительность каникул на протяжении учебного года должна быть не менее тридцати календарных дней, для учащихся I и II классов — не менее тридцати семи календарных дней. Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель, а для учащихся IX классов — не менее 10 календарных недель.
21. Ежедневно количество и продолжительность учебных занятий определяются школьным расписанием, утвержденным руководителем Учреждения и согласованным с профсоюзным комитетом Учреждения.
Продолжительность урока 45 минут, в первом классе - 35 минут. Продолжительность перерывов обусловлена конкретными условиями и необходимостью обеспечения горячим питанием учащихся и их активного отдыха.
Учебные занятия могут проводиться по сменам.
22. Продолжительность получения среднего образования составляет 11 лет.
Срок обучения в учреждении составляет: на первой ступени - 4 года (для лиц с особенностями психофизического развития - 4-5 лет); на второй ступени - 5 лет; на третей ступени 2 года.
23. Образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II,III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения.
Учреждение предоставляет возможность учащимся на основании заявлений их родителей или других законных представителей, исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья, расширять, углублять и корректировать знания учащихся по учебным предметам на факультативных занятиях в пределах установленного типовым учебным планом количества учебных часов.
Факультативные занятия могут быть естественно-математические, гуманитарные, обществоведческие, экологические, военно-патриотические, музыкальные, хореографические, художественные, театральные, спортивные и иной направленности.
Факультативные занятия, как правило, проводятся до начала либо после завершения уроков. Факультативные занятия в V-IX классах могут проводиться в шестой школьный день.
24. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования осуществляется в классах, в том числе классах интегрированного обучения и воспитания.
25. Наполняемость классов не должна превышать:
в I — IV классах — 20 учащихся;
в V — XI классах — 25 учащихся;
наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них:
не более трех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или не слышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);
не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.
Открытие класса в Учреждении может осуществляться при наличии одного учащегося.
Классы могут делиться на группы в случаях и порядке, определяемых положением об учреждении общего среднего образования или его виде.
26. В I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По решению педагогического совета и по желанию одного из законных представителей ребенка, на основании медицинской справки о состоянии здоровья в I класс может принимается лицо, которому шесть лет исполнится в период с 1сентября по 31 декабря соответствующего учебного года.
Для приема детей в первый класс законные представители ребенка в период с 1 июня по 28 августа подают заявление на имя руководителя Учреждения и предоставляют соответствующие документы.
27. Решение о зачислении детей в Учреждение для обучения в первом классе оформляется приказом руководителя Учреждения не позднее 31 августа и доводится до их законных представителей.
28. Для зачисления в Учреждение, в порядке перевода, законные представители учащегося вместе с заявлением на имя руководителя Учреждения предоставляют соответствующие документы.
29. Перевод учащихся в другие общеобразовательные учреждения в случае реорганизации, ликвидации или отказа в государственной аккредитации Учреждения, осуществляется Учредителем с согласия законных представителей учащихся и по согласованию с учреждениями общего среднего образования, в которые переводятся учащиеся.
30. Учащиеся исключаются из Учреждения:
в связи с завершением обучения в Учреждении;
в связи с переводом в другие учреждения общего среднего образования или в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического или среднего специального образования;
по личному желанию в связи с переходом на самостоятельную форму получения образования;
31. Отчисление учащихся из Учреждения оформляется приказом руководителя Учреждения с указанием основания и доводится до законных представителей учащихся, органа управления.
32. Получение среднего образования сопровождается текущей, промежуточной и завершается итоговой аттестацией по предметам.
33. Результаты текущей и промежуточной аттестации учащихся, за исключением учащихся I и II классов, оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале, отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)», записями «освоил(а)», «не освоил(а)» или делаются записи «освобожден(а)», «не изучал(а)». Положительными являются отметки от 3 (трёх) до 10 (десяти) баллов, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)».
Неудовлетворительными отметками являются 1 (один), 2 (два), «не зачтено», «не аттестован(а)», не освоил(а)».
Текущая и промежуточная аттестация учащихся I и II классов осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, без выставления отметок.
34. Итоговая аттестация по завершении обучения и воспитания на II и Ш ступенях общего среднего образования выражается в выставлении итоговых отметок по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, с учетом результатов годовой и экзаменационной отметок.
Перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формы проведения выпускных экзаменов ежегодно до начала учебного года устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.
35. Учащиеся по медицинским и иным основаниям могут быть освобождены от выпускных экзаменов. В случае освобождения учащихся от выпускных экзаменов итоговая аттестация осуществляется на основании годовых отметок.
36. К итоговой аттестации допускаются учащиеся, выполнившие учебные планы и учебные программы.
37. Порядок проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования определяется Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.
38. Выпускникам учреждения, успешно прошедшим аттестацию за период обучения на уровне общего базового образования, выдается свидетельство об общем базовом образовании; на уровне общего среднего образования, выдается аттестат об общем среднем образовании.
39. Учебная и воспитательная работа строится на педагогически обоснованном выборе средств, методов и форм обучения и воспитания учащихся с учетом их интересов, склонностей, возрастных особенностей, потребностей и традиций учреждения. Обязательные учебные занятия дополняются самостоятельной работой учащихся.
40. Содержание воспитательной работы строится на основе гуманного отношения к личности ученика с учетом его способностей, интересов, здоровья.
41. Отдельные вопросы образовательного процесса решаются советом учреждения, педагогическим советом и администрацией учреждения в пределах полномочий, предоставленных им нормативными документами и настоящим Уставом.
42. Методическая работа в Учреждении носит коллективный и индивидуальный характер и осуществляется педагогическим советом.
Раздел 4.
Порядок управления деятельностью Учреждения, структура и порядок формирования органов управления и самоуправления
43. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящим Уставом, иными актами законодательства и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
44. Непосредственное руководство учреждением образования осуществляет его директор.
Директор назначается на должность и освобождается от должности Органом управления по согласованию с Учредителем и главным управлением образования Гомельского областного исполнительного комитета.
45. Директор в деятельности по управлению учреждением взаимодействует с органами управления и самоуправления.
46. В Учреждении созданы следующие органы самоуправления: педагогический совет, попечительский совет, родительский комитет, положения о которых утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.
47. Полномочия Директора Учреждения:
- действует от имени Учреждения без доверенности и несет ответственность за результаты его деятельности;
- издает приказы, заключает договоры.
- осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их должностные инструкции.
- выступает одной из сторон, представляющей интересы Учреждения при заключении коллективного договора, имеет право подписи.
- несет ответственность за качество и эффективность работы, условия труда работников, охрану прав, жизни и здоровья детей, представляет без доверенности интересы Учреждения в государственных органах и организациях, в суде.
- принимает на работу и увольняет в установленном порядке педагогических и иных работников Учреждения, определяет их обязанности; распределяет и несет ответственность за установление нагрузки педагогическим работникам;
- заключает договоры с учащимися на выполнение различных видов работ по текущему ремонту Учреждения, оформлению и хозяйственному содержанию его помещений, сооружений и др.;
- заключает договоры на оказание услуг учащимся и их родителям, иным законным представителям, гражданам, а также организациям, издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Учреждения.
48. Оплата труда директора учреждения, в том числе его поощрение за результаты работы, осуществляется в порядке, определенном законодательством.
49.Должностные обязанности директора Учреждения утверждает Орган управления.
50. Контроль за деятельностью учреждения осуществляют Учредитель, Орган управления.
51. Иные полномочия директора Учреждения устанавливаются настоящим Уставом, иными актами законодательства, Кодексом Республики Беларусь об образовании.
52. В Учреждении не допускается создание и деятельность партий, других общественных организаций, преследующих политические цели.
Раздел 5.
Порядок формирования структуры и штатного расписания Учреждения
53. Учреждение формирует свою структуру в соответствии с законодательством Республики Беларусь и настоящим Уставом.
54. Учреждение может иметь структурные подразделения. К структурным подразделениям Учреждения относятся: библиотека, столовая, социально-педагогическая и психологическая служба, пункт коррекционно-педагогической помощи и другие.
55. Трудовые отношения работников Учреждения регулируются трудовыми договорами, контрактами, заключаемыми в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
56. Работники Учреждения имеют право на участие в управлении Учреждением, на защиту профессионального и личного достоинства и чести.
57. Штатное расписание Учреждения утверждается Органом управления на основании типовых штатных нормативов, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь в пределах средств, выделяемых на оплату труда.
58. Оплата труда работников Учреждения осуществляется в соответствии с действующим законодательством, коллективным договором, положениями о премировании, надбавках и доплатах.
59. Аттестация педагогических работников Учреждения осуществляется в порядке, определенном Министерством образования Республики Беларусь.
Раздел 6.
Имущество и порядок финансирования
60. Финансирование Учреждения осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.
61. Учредитель не отвечает по обязательствам учреждения, а учреждения не отвечает по обязательствам Учредителя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь и настоящим Уставом.
62. Учреждения может осуществлять приносящую доходы деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
63. Учреждения может оказывать платные услуги, виды которых определяются на основе перечня платных услуг, оказываемых государственными учреждениями образования.
64. Стоимость дополнительных платных образовательных услуг устанавливается в соответствии с законодательством.
65. Денежные средства, полученные в результате осуществления
хозяйственной деятельности, в том числе оказания платных услуг, поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения в установленном порядке.
66. Укрепление, обновление и развитие материально-технической базы Учреждения осуществляется за счет бюджетных средств, а также средств, полученных в результате оказания платных услуг и реализации продукции населению, добровольных пожертвований организаций, физических и юридических лиц, иных видов деятельности, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.
Раздел 7.
Порядок контроля над деятельностью Учреждения
67. Контроль над обеспечением качества образования Учреждения осуществляется уполномоченными государственными органами по проверке соответствия образования образовательному стандарту, учебно-программной документации образовательных программ, образовательной деятельности, требованиям законодательства.
68. Самоконтроль за обеспечением качества образования - это комплексный анализ образовательной деятельности, включающий самопроверку, самооценку образовательной деятельности, осуществляемый Учреждением.
Порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования определяются руководителем Учреждения.
69. Письменная отчетность вышестоящим органам предоставляется Учреждением в установленные сроки.
70. Ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности Учреждения проводятся государственными контролирующими органами, уполномоченными в соответствии с актами законодательства осуществлять ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и учреждений образования.
Раздел 8.
Порядок реорганизации и ликвидации Учреждения
71. Создание, реорганизация и ликвидация Учреждения осуществляются в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.
72. Решение о ликвидации Учреждения принимается Учредителем на основании оценки последствий такой ликвидации с учетом количества лиц, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования на территории Кормянского района, и количества государственных учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования на этой территории.
73. Реорганизация и ликвидация Учреждения, прохождение аттестации и государственной аккредитации осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Реорганизация или ликвидация Учреждения осуществляется, как правило, по окончании учебного года.
74. Прохождение аттестации и государственной аккредитации осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Раздел 9.
Международное сотрудничество
75. Учреждение имеет право устанавливать прямые связи с органами управления образования и общеобразовательными учреждениями зарубежных стран, международными организациями, фондами в целях обмена опытом организации общего среднего образования, проведения совместных мероприятий (конференций, лагерей школьников и другие).
76. Международное содружество Учреждения осуществляет в соответствии с законодательством Республики Беларусь.