Этапы подготовки учителя к централизованному тестированию.
Системная работа с тестами по географии
§ Работа учителя с тестами. Лучше всего в первую очередь самому выполнить тестовые задания в установленный временной период, прочувствовать это испытание на себе. После этого вы увидите все недостатки и преимущества тестовых технологий.
§ Работа по подготовке к централизованному тестированию должна быть направлена на овладение основными умениями и навыками в объеме, установленном программой по географии за курс средней общеобразовательной школы каждым учащимся, так как тест составляется в соответствии с программой, утвержденной министерством образования Республики Беларусь.
§ Работа учителя и учащихся при повторении должна проходить в режиме использования тестовых технологий, т. е. мини-тестов по каждой теме или разделу.
§ При повторении нужно добиваться от учеников осмысления каждого задания, требовать от них ссылок на соответствующие понятия (термины) или законы.
§ Чтобы учащиеся успешно сдали экзамены в форме централизованного тестирования, учителю необходимо объяснить основные требования к выполнению теста и правила работы.
Дифференцированная работа с учащимися по подготовке к централизованному тестированию по географии
Что же представляет собой мониторинг в системе «ученик-учитель»? Это совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать (корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знаниям.
Программа мониторинга должна отражать:
§ этапы обучения;
§ определение целей на каждом этапе обучения, их формулировку с ориентацией на достижение результатов;
§ подготовку учебных материалов, подбор эффективных технологий, форм и методов обучения;
§ оценку текущих результатов, коррекцию обучения, направленную на достижение поставленных целей;
§ заключительную итоговую оценку результатов.
Целесообразно на каждом этапе обучения проводить предварительное тестирование. Его цель – определить, какими знаниями и умениями ученик владеет изначально. Оценив результат предварительного тестирования, преподаватель должен разработать для каждого ученика указания с видами учебной деятельности.
Работа с учащимися, имеющими высокие результаты учебной деятельности |
Работа с учащимися, имеющими низкие результаты учебной деятельности |
||
Самостоятельная работа по учебникам и дополнительным пособиям |
Консуль-тации |
Научно-исследователь-ская, экспериментальная работа |
Коррекционная деятельность |
Работа с учителем, стимулирующие занятия, факультативы |
Работа в группах с сильными учениками |
Индивидуальная работа |
Работая с учебным материалом, ученик овладеет знаниями на определенном этапе обучения с учётом соответствующей учебной цели. Результаты отслеживаются в процессе выполнения самостоятельных, практических, лабораторных, контрольных работ, реализации творческих и исследовательских заданий, тестирования.
В конце учебного года учитель даёт заключительный тест по всему блоку целей. В случае неудачи в соотношении одной или нескольких учебных целей соответствующий отрезок необходимо повторить.
В системе мониторинга возможны упорядочение, систематизация и представление в удобной форме объективной информации об уровне учебных достижений отдельного учащегося, отдельного образовательного учреждения, территории, региона.
Мониторинговые исследования являются основой в работе каждого учителя, чтобы работать с учащимися дифференцированно, используя различные формы и методы обучения на уроке и во внеклассной работе.
Необходим постоянный учёт и классификация ошибок каждого учащегося в начале и конце четверти по предмету. Для этого заводится тетрадь для учёта, в которой указывается общее количество ошибок по каждой теме или каждому разделу и выставляются отметки по входному и итоговому тестированию (начало и конец четверти). Динамика исчезновения тех или иных ошибок или появление новых позволят и ученику, и учителю следить за ходом коррекции и при необходимости вносить поправки. На основе диагностических опросов и анкетирования можно выявить причины, не позволяющие учащимся учиться лучше.
Внедрение тестовых технологий в образовательный процесс
Контроль на основе использования тестовых технологий имеет следующие преимущества:
Объективность оценки (влияние субъективных факторов исключено).
Эффективность (можно одновременно тестировать большое число учащихся, причем проверка результатов при этом производится гораздо легче и быстрее, чем при традиционном контроле).
Надёжность (тестовая оценка однозначна и воспроизводима).
Дифференцирующая способность (в тестах содержатся задания различного уровня).
Реализация индивидуального подхода в обучении (возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний учащихся).
Сравнимость результатов тестирования для разных групп учащихся, обучаемых по разным программам, учебникам, с использованием различных методов и организационных форм обучения.
Мы можем предложить вам различные виды тестов, которые можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности (стимулирующих занятиях, факультативах). Их можно применять на уроках при повторении материала (тематический, итоговый), при объяснении нового материала (входной, диагностический), на уроках обобщения материала (поурочный, промежуточный).
По процедуре создания |
стандартизированные нестандартизированные |
По средствам предъявления |
тетради бланки компьютер на доске в проекции на экране |
По ведущей ориентации |
мощность скорость смешанные |
По целям |
входной диагностический тематический итоговый промежуточный поурочный |
Практическая психология при подготовке
к централизованному тестированию
За последние годы наличие психологической службы в школе стало уже привычным. Необходимость психолога в школе уже не дискутируется – она очевидна. В деятельности психологической службы в ходе подготовки учащихся к тестированию можно выделить следующие направления:
§ Школьная прикладная диагностика обеспечивает информационную поддержку психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
§ Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками, ориентированная на создание социально-психологических условий целостного развития индивидуальности школьника.
§ Просвещение школьников, родителей и педагогов, обеспечивающее повышение психологической грамотности, предупреждение возможного неблагополучия в развитии личности.
§ Консультирование (индивидуальная работа с учащимися, родителями и педагогами).
§ Информационно-аналитическая и организационно-методическая работа, обеспечивающая систематизацию и анализ полученных данных, их профессиональное обсуждение.
Определяются приоритеты в работе психологической службы по подготовке учащихся к централизованному тестированию:
изучение процесса адаптации к тестовым заданиям;
диагностика личностной сферы учащихся, т.е. определение уровня и характера тревожности;
определение склонностей, интересов учащихся по предметам;
диагностика межличностных отношений;
регулярные социальные опросы, выявляющие степень готовности учащихся, родителей и педагогов к централизованному тестированию;
коррекционно-развивающая деятельность по проблемам тревожности, депрессивных состояний перед тестированием;
проведение тренингов личностного роста и общения;
просветительская работа с учащимися и родителями по подготовке и проведению централизованного тестирования;
просвещение и творческое сотрудничество с педагогами в форме:
- консультаций;
- семинаров;
- круглых столов по проблемам обучения, внедрения тестовых технологий, подготовке учащихся к ЦТ.
Рекомендации по подготовке к централизованному тестированию
по математике
Математика является учебным предметом, где невероятно сильна преемственность в обучении. Для того чтобы получить высокие результаты на централизованном тестировании, необходимо добиться успешного усвоения знаний, которые формируются на II ступени обучения.
К таким важным результатам обучения математике относятся:
– вычислительные умения (учащиеся должны осознавать, что ни на экзаменах, ни на централизованном тестировании нельзя пользоваться калькулятором; поэтому особый акцент следует сделать на рациональных способах вычислений);
– умение преобразовывать алгебраические выражения, выражения, содержащие степени с целыми показателями и квадратные корни;
– умение решать линейные, квадратные, дробно-рациональные уравнения, неравенства и их системы (нужно обращать внимание на экономичность записей при решении тестовых заданий );
– умение строить графики элементарных функций, определять по графику свойства функций;
– умение решать текстовые задачи;
– умение решать планиметрические задачи.
Учителям математики, готовящим выпускников к итоговой аттестации, необходимо в начале учебного года получить достоверную информацию об уровне подготовки учащихся по основным разделам алгебры и геометрии и своевременно организовать работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. С этой целью проводятся «нулевые» срезы, и организовывается вводное повторение.
Вполне понятно, что решить проблему ликвидации пробелов в знаниях учащихся старших классов только с помощью организации вводного повторения не удастся. Целесообразно организовать еще и индивидуальное повторение, учитывающее пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью карточек индивидуальной коррекции знаний проводить систематический мониторинг знаний учащихся.
Многие педагоги составляют диагностические карты по темам. Например: диагностическая карта по теме «Тригонометрические функции числового аргумента»
Ф.И.ученика |
Определение синуса, косинуса, тангенса, котангенса |
Четность, нечетность тригонометрических функций |
Вычисление значений тригонометрических функций |
Знание основных тригонометрических тождеств |
Применение основных тригонометрических тождеств |
Доказательство тождеств |
Отметка |
+ |
‑ |
+ |
+ |
+ / ‑ |
+ / ‑ |
+ |
«+» ‑ усвоено;
«+ / ‑» ‑ частично усвоено;
«‑» ‑ не усвоено.
Исходя из имеющихся результатов, проводится коррекция знаний учащихся.
Традиционно в учебный процесс на уроках математики включаются устные упражнения (чаще всего для актуализации знаний), однако они недостаточно эффективно используются в других целях.
Например:
Найти сумму корней уравнения (или корень, если он один)
Большинство учащихся начинает решать это уравнение, приводя дробь к общему знаменателю, что увеличивает время на решение задачи и часто приводит к вычислительным ошибкам. Однако при внимательном рассмотрении условия задачи можно заметить, что в левой и правой частях уравнения содержится одинаковое выражение. Тогда уравнение устно приводится к виду . Учитывая, что , получаем ответ .
Закрепление и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по теме, устранение пробелов в знаниях проводится с успехом на грамотно построенных обобщающих уроках, при выполнения классных и домашних тематических тестов.
Для качественной подготовки учащихся выпускных классов к централизованному тестированию необходимо знакомство учащихся с процедурой тестирования, начиная с пятого класса.
Рекомендации по подготовке к централизованному тестированию по
химии и биологии
Прежде, чем начать систематическую работу с учащимися по подготовке к централизованному тестированию, необходимо проанализировать материалы прошлых лет. Затем разделить весь отобранный для изучения материал на приемлемые по размеру блоки и разделы.
В ходе изучения материала полезно структурировать его путем составления планов, схем, таблиц, графиков, рисунков. Целью этой работы является помощь в заполнении той информации, которую невозможно усвоить без интенсивного повторного просмотра и заполнения.
После изучения каждого раздела педагогу необходимо проводить тематический контроль, по итогам которого планировать коррекционную работу, а затем - итоговый тест. Результаты тестирования по каждому разделу заносятся в диагностическую индивидуальную карту ученика.
При подготовке к тестированию необходима систематическая работа с биологическими терминами. Биология, как любая наука, имеет свой язык, которым необходимо владеть. Абитуриенту нужно понять и запомнить около тысячи биологических понятий и определений. Для этого можно, конечно, использовать биологические словари. Но для облегчения процесса запоминания лучше составлять собственный. Учащийся просто записывает на первой странице тетради все термины с их расшифровкой на букву «А», на второй – на букву «Б» и т.д. В тетради необходимо предусмотреть поля для внесения корректив и дополнений, используемых из других источников информации. Не нужно загромождать словарь, переписывая в него хорошо известные термины. Активная работа со словарем – поиск, расшифровка, запись термина, его дополнение, регулярное просматривание накопленного словарного материала – помогает учащемуся овладеть биологической терминологией.
С этой же целью можно использовать биологические карточки – тот же словарь, только разрозненный. На одной стороне небольших карточек учащийся пишет термин, на другой стороне – его расшифровку. Карточки желательно носить с собой все время, чтобы просматривать их при любом удобном случае (на автобусной остановке, на перемене, во время рекламы по телевизору). Следует вытащить карточку из пачки наугад, попытаться вспомнить термин и лишь потом перевернуть ее и прочитать правильное определение. Очень полезно работать с карточками вдвоем или группой, устраивая своеобразную викторину. Систематическая работа с использованием этих приемов поможет успешно освоить все разделы биологии
Рекомендации по подготовке к централизованному тестированию
по иностранным языкам
Целенаправленный процесс подготовки учащихся к централизованному тестированию как основной форме контроля учебных достижений школьников должен быть представлен в системе, которая заключает в себе определенную последовательность этапов.
I этап
Определение порядка работы учителя иностранного языка в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Подбор необходимых учебников, пособий, учебных материалов с грифом Министерства образования Республики Беларусь.
Планирование факультативных занятий, уроков по иностранному языку, проведение которых направленно на совершенствование навыков написания тестовых заданий.
II этап
В начале изучения новой темы проводится диагностический тест, который дает возможность определить качество полученных ранее знаний, степень их усвоения.
Учащимся предлагается система тренировочных упражнений (тестов), направленных на воспроизведение и совершенствование ранее изученного.
Проводятся коррекционные тесты, которые помогают определить преподавателю, какие знания учащиеся усвоили не в полном объеме, чтобы организовать работу по устранению пробелов.
Перед тематическим тестом осуществляется детальный анализ заданий, его соотношение с определенным разделом иностранного языка, характер умений, необходимых для выполнения того или иного задания. Имеющиеся данные можно представить в виде следующей таблицы, из которой после проведения теста будет видно, какие задания вызывают сложности у учащихся, какие конкретные темы разделов иностранного языка не усвоены, какими умениями не в полной мере владеют учащиеся.
Задание |
Степень тяжести |
Раздел |
Характер умений |
А-40 |
средняя |
лексика |
Понимание содержания прочитанного |
Учащимся предлагается тематический тест. Он является третьим, заключительным в системе подготовки к централизованному тестированию (диагностический – коррекционный - тематический) и проводится по определенной теме, которую должны усвоить учащиеся.
Оформление индивидуальной карты учащегося по подготовке к централизованному тестированию. Предлагается вести учет выполнения учащимися тестовых заданий при помощи предложенной индивидуальной карты.
Срок |
Тест (Тема) |
Название вида работы |
Итоговый результат |
|||||
Диагностический тест |
Коррекционный тест |
Тематический тест |
||||||
% выпол- нения |
отметка |
% выпол- нения |
отметка |
% выпол- нения |
отметка |
отметка |
||
III этап
Диагностика, детальный анализ результатов проведенных тестов каждого учащегося.
Определение пробелов в знаниях учащихся.
Коррекция деятельности учителя иностранного языка по устранению пробелов в ранее изученных темах и определение перспектив в работе.
На этом этапе работы деятельность учителя-предметника не заканчивается, а только начинается. Заканчивая работу III этапом, следует проанализировать предыдущие результаты, чтобы поставить новые цели и определить направления нового (I этапа) работы.
При подготовке к тестированию важно помнить, что только четкое планирование деятельности учителя с последующей диагностикой результатов и коррекцией дальнейшей деятельности, учитывая при этом знания каждого учащегося, способствуют повышению качества знаний и улучшению результатов по централизованному тестированию.
Рекомендации по подготовке к централизованному тестированию
по русскому языку
Централизованное тестирование – форма измерения образовательных достижений с использованием единых педагогических требований. Его результаты важны не только для выпускников, но и их родителей и педагогов.
Тест-экзамен ставит перед собой цель проверить владение учащимися нормами русского литературного языка: теоретическими и практическими навыками по фонетике, морфемике и словообразованию, орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации, культуре речи. К нему нужна особая подготовка. Необходимо видеть и знать структуру теста, уметь применить определенное правило.
Для централизованного тестирования используются материалы, содержание которых соответствуют требованиям программ, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.
Работа по подготовке к централизованному тестированию – длительный и многогранный процесс. Ее основная цель – выявление пробелов в знаниях учащихся. Чем раньше они выявлены, чем объективнее их оценка, тем скорее можно приступить к их целенаправленному устранению. Правильная, рассчитанная до мелочей многомесячная подготовка учащихся, тренировка в выполнении тестов, позволяет прийти к более высокому результату.
Приступая к работе, учителю прежде всего необходимо выработать индивидуальный подход к каждому учащемуся. Большую роль здесь играет методическая и психолого-педагогическая компетентность преподавателя. Он должен помочь выпускникам не только в повторении курса, но и дать представление о том, какие темы являются наиболее трудными, какие вопросы вызывают наибольшее количество ошибок, на что нужно обратить внимание, чтобы избежать подобных ошибок в дальнейшем.
Учителю прежде всего необходимо:
1.Иметь индивидуальные карты коррекции пробелов в знаниях учащихся.
2.Согласно индивидуальным картам:
- определить слабые и сильные стороны полученного образования;
- выработать оптимальные формы и методы работы как индивидуальной так и групповой;
- подобрать тематический комплекс учебно-тренировочных упражнений, которые должны способствовать выработке определенных умений, обеспечивающих твердое усвоение правил.
3.Разработать в помощь ученикам алгоритмы рассуждений, опорные схемы, конспекты и т.д. для наиболее сложных в понимании тем, применении правил.
4.После комплекса упражнений разработать тематический тест для проверки усвоения пройденного материала.
5.Помочь выпускникам в подборе литературы и практических заданий для самостоятельной отработки материала.
Рэкамендацыі па падрыхтоўцы да тэсціравання па беларускай мове
Пры рэалізацыі асабістай сістэмы навучання настаўніку варта кардынальна змяніць не толькі тактыку, але і стратэгію узаемадзеяння з вучнем: успрымаць яго як паўнапраўны суб'ект навучання, выхоўваць самастойнасць пры вызначэнні мэт дзейнасці, развіваць пазнавальныя і камунікатыўныя навыкі. Вялікую ролю тут адыгрывае псіхолага-педагагічная кампетэнтнасць настаўніка: валоданне методыкай навучання і фармавання матывацыі вучняў, аналітычнымі здольнасцямі і навыкамі педагагічнага прагнозу, рэфлексіяй сваёй дзейнасці і рэфлексійным кіраваннем дзейнасцю вучняў.
Тэсціраванне мае на мэце праверку ступені валодання выпускнікамі ўсімі літаратурнымі нормамі беларускай мовы - арфаэпічнымі, лексічнымі, акцэнталагічнымі, граматычнымі стылістьганымі, арфаграфічнымі і пунктуацыйнымі.
У тэставай рабоце правяраецца практычная пісьменнасць, культура мовы і моўная кампетэнцыя навучэнцаў, веданне граматыкі, стылістыкі беларускай мовы. Праверка ўзроўню валодання вучнямі тэарэтычнымі ведамі і набытымі практычнымі ўменнямі пры вывучэнні беларускай мовы носіць аб'ёмны і ўсебаковы характар.
Пры арганізацыі падрыхтоўкі да тэсціравання настаўніку неабходна перш за ўсё вывучыць асаблівасці работы з тэстам, пажадана самому выканаць тэставыя заданні, пры гэтым зафіксаваць час на іх выкананне. Наступным этапам работы настаўніка павінен стаць аналіз саміх заданняў тэсту: ступень цяжкасці кожнага задання, яго суаднесенасць з пэўным раздзелам граматыкі, характар уменняў, неабходных для выканання таго ці іншага задання.
Вельмі важна навучыць дзяцей правільна размяркоўваць час пры выкананні тэставых заданняў, умець пераключаць увагу з адной тэмы на другую, параіць выконваць тыя заданні, якія пададуцца ім болып лёгкімі, бо кожнае правільна выкананае заданне дабаўляе балы.
Экзамен у любой форме - сітуацыя экстрэмальная, таму выпускнікам важна псіхалагічна падрыхтавацца да гэтага: настроіць сябе на пазітыўныя адносіны да будучых іспытаў, навучыцца канцэнтраваць увагу, кантраляваць свае эмоцыі.
Паспяховасць выканання тэставых заданняў забяспечваецца правільным падыходам да выкарыстання сваіх ведаў, уменняў, навыкаў, а таксама псіхалагічных рэсурсаў.
Этапы падрыхтоўкі да тэсціравання як асноўнай формы кантролю
вучэбных дасягненняў вучняў
Іэтап
1. Вызначэнне парадку работы настаўніка па прадмеце.
2. Падбор неабходных падручнікаў, дапаможнікаў з грыфам Міністэрства адукацыі.
3. Планаванне урокаў з унясеннем неабходных змен у размеркаванне колькасці гадзін.
4. Арганізацыя набыцця неабходных табліц і схем, дапаможнікаў па мове для падрыхтоўкі да тэсціравання і пісьмовага экзамену.
II этап
1. На пачатку вывучэння новай тэмы праводзіцца дыягнастычны тэст, які дае магчымасць высветліць якасць атрыманых раней ведаў (ступень засваення).
2. Вучням прапануецца сістэма трэніровачных практьпсаванняў (тэстаў), накіраваных на аднаўленне і паглыбленне раней вывучанага.
3. Праводзіцца(яцца) карэкцыйныя тэсты (работы).
4. Перад тэматычным тэстам аналізуюцца заданні: ступень цяжкасці кожнага задання, яго суаднесенасць з пэўным раздзелам граматыкі, характар уменняў, неабходных для выканання таго ці іншага задання.
5. Пасля правядзення вышэй адзначанай работы вучням прапануецца тэматычны тэст.
6. Да правядзення кантрольных, прамежкавых, выніковых, рэпетыцыйных тэстаў вучні 10-11 кл. знаёмяцца з індывідуальнай картай і парадкам карыстання ёю, ведаюць умовы работы над тэстам.
III этап
Рэфлексія
Рекомендации по подготовке к централизованному тестированию по истории и обществоведению
Для повышения уровня общеобразовательной подготовки выпускников по предметам историко-обществоведческого цикла необходимо уделять особое внимание:
- определению исторических понятий по перечисленным типичным чертам, локализации исторических фактов во времени и пространстве;
- повторению и обобщению наиболее значительных и тяжелых для учащихся элементов содержания предмета (причины, особенности, значение, итоги социально-экономических и политических реформ, их влияние на развитие общества; сущность и противоречивость исторических явлений и процессов и пр.);
- формированию умений использовать полученные знания в новой ситуации;
- правильному использованию исторической терминологии и ключевых понятий, персоналий всех тем и разделов курса.
Целенаправленный процесс подготовки учащихся к централизованному тестированию, как основной форме контроля учебных достижений учащихся должен быть представлен в системе:
- определение порядка работы учителя в рамках урочной и внеурочной деятельности. Выработка приемлемых форм и методов (как индивидуальных, тук и групповых);
- подбор необходимых учебников, пособий, учебно-методических материалов для работы с учащимися;
- планирование уроков с внесением необходимых изменений в распределении количества часов, факультативных и стимулирующих занятий;
- проведение профориентационной работы среди старшеклассников с использованием данных программы «Профпрогноз» и материалов центров занятости. Диагностику целесообразно проводить в три этапа (начальная, промежуточная, итоговая). Систему подготовку корректировать с учетом изменения профориентационных намерений выпускников;
- формирование банка данных о профессиональных намерениях выпускников;
- информирование родителей по вопросам подготовки к централизованному тестированию (проведение диагностического, репетиционного тестирования и др.), уровня знаний учащихся 11-11’ классов по истории и обществоведению, профессиональной ориентации учащихся, вариантам поступления и трудоустройства выпускников;
- оформление индивидуальных, технологических карт учащихся;
- проведение тестирования в общеобразовательных учреждениях по предметам– диагностическое, коррекционное, итоговое. Организация обязательного участия выпускников в трех этапах репетиционного тестирования;
- диагностика, детальный анализ результатов проведенных тестов каждого учащегося;
- заполнение индивидуальных, технологических карт по этапам тестирования;
- коррекция деятельности учителя истории по устранению пробелов в ранее изученных темах и определение перспектив в работе.
При подготовке к тестированию учителю необходимо четко планировать свою деятельность с последующей диагностикой результатов и коррекцией знаний каждого учащегося, что способствует повышению качества знаний и улучшению результатов централизованного тестирования.